Интерфейс программы для обучения.
Организация интерфейса очень важное
потребительское качество программного продукта учебного назначения, поскольку
учащемуся необходимо быстро и просто освоить правила управления программой. Ему
необходимо обеспечить возможность сконцентрироваться на изучаемом предмете и
как можно меньше думать о способах взаимодействия с компьютером.
Основными факторами, определяющими
удобство работы пользователя в диалоговом интерфейсе, являются:
1.
гибкость
диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и
адаптировать систему;
2.
ясность
диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования программы за
счет того, что:
a.
система
предоставляет структурированный список своих функций;
b. система способна
объяснить свое состояние и действия;
c.
в
аналогичных ситуациях от пользователя требуются аналогичные действия;
d. организация
диалога ясна для пользователя, естественна, наглядна и логична: действия
системы предсказуемы;
3.
легкость
обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе
работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все
возможные ошибки пользователя;
4. надежность,
т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования,
наличие защиты от некорректных действий.
Общие признаки удобного интерфейса могут
быть сформулированы так:
· использование пиктограмм
для организации управляющего диалога;
· запрос
подтверждения в «опасных» ситуациях;
· контекстно-зависимая
справочная информация;
· возможность
использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использованием «горячих
клавиш», стрелок, клавиши табуляции и т.п.;
· одинаковый или
сходный и легко доступный выход из любого режима;
· единые правила
работы со всеми меню;
· Esc либо
игнорируется, либо используется только для выхода из любого режима на более
высокий уровень с отменой произведенных изменений;
· информация о
происходящем без участия пользователя процессе (например, длительный счет,
обмен с внешними устройствами и т.п.);
· возможность прерывания
длительных процессов;
· корректная
обработка аварийных ситуаций внешних устройств (например, неготовность
принтера);
· обработка
некорректных действий пользователя;
· ввод информации с
клавиатуры прост и естествен для пользователя.
Так же необходимо продумать дизайн,
который будет организовывать вывод информации таким образом, чтобы в каждый
момент времени концентрировать внимание пользователя на необходимой информации.
К признакам качественного экранного
дизайна можно отнести следующие свойства:
· легко
воспринимаемый с экрана, логично организованный текст, рисунок и звук;
· отображение на
экране только необходимой информации;
· использование
графической информации для пояснения вербальных утверждений;
· мотивированное
чередование стилей оформления.
Очень важен вопрос цветового решения
интерфейса. Нужно учитывать то, что восприятие людей очень индивидуально. Необходимо
учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне,
по-разному воспринимаются человеком. Если яркость цвета объектов и яркость фона
значительно отличаются от кривой относительной видности (рис. 1), то при
поверхностном рассмотрении изображения может возникнуть эффект
"психологического пятна", когда некоторые объекты как бы выпадают из
поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих
объектов требует дополнительных зрительных усилий.
Можно выделить некоторые основные правила
выбора цветового интерфейса:
· не злоупотреблять
пестротой палитры;
· подбирать разные
цвета для разных по смыслу компонентов и одинаковые для аналогичных;
· красным цветом
выделять только аварийные сообщения;
· модальные окна
отделять от основного;
· использовать
палитру цветов, поддерживаемую всеми инструментальными средами.
Так же нужно обратить внимание на то, как
между собой взаимодействуют компоненты, которые определяют организацию
зрительного поля. Компоновать объекты рекомендуется:
· близко друг к
другу, так как чем ближе в зрительном поле объекты расположены между собой (при
прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые,
целостные образы;
· с учетом
особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв
и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т.п.;
· не перегружая
визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;
· выделяя учебный
материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером
шрифта и т.п.
В заключении хочется отметить, что
интерфейс программы для обучения должен быть минималистичным, но достаточно
полным и понятным, что должно привести к уменьшению количества пользовательских
ошибок и лучшему освоению пройденного материала. Так же особое внимание
необходимо уделить цветовому интерфейсу, чтобы избежать эффекта
"психологического пятна". Поэтому я планирую подробнее изучить
информацию о кривой относительной видности и узнать, какие цветовые палитры
необходимо использовать для светлого и тёмного фона.
Список используемой литературы
- Энциклопедия
издавалась в 1998-м году: Энциклопедия профессионального образования: В 3-х
томах / Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО. 1998. ISBN: 5-85449-100-1
- Информатика
и образование. 1995. № 3; Компьютерные технологии в высшем образовании. – М.,
1994.
- https://studfile.net/preview/3756736/page:9/
- https://habr.com/ru/post/213181/
- https://vuzlit.com/1672804/razrabotka_interfeysa_programmy