Развитие виртуальной реальности в данный момент затрагивает множественные аспекты нашей жизни, от компьютерных игр, до сферы путешествий и обучения. В данной статье мы рассмотрим различные реализации данной технологии на различных примерах и постараемся понять, как VR влияет на них.
Рассматривая туристическое направление как сферу применения технологий виртуальной и дополненной реальности, мы можем выявить значительное преимущество в некоторых аспектах, но также и уступает в других вещах. VR позволяет каждому туристу вне зависимости от возраста, социального статуса, бюджета, наличия ограничений по здоровью побывать в любой точке мира, при этом не выходя из дома. Виртуальный туризм подразумевает под собой путешествие, но не в реальном мире, а в виртуальном и для этого не нужно оформлять большой пакет документов, визу и прочее, достаточно просто иметь при себе ноутбук, компьютер или даже телефон. Благодаря такой технологии снижаются риски при путешествии, так как турист находится в собственном доме, а значит вероятность разбиться при падении самолета, попасть в автокатастрофу, заболеть снижается до минимальных значений. С распространением коронавирусной инфекции Covid-19 популярность VR туризма выросла, что можно отследить по графику поиска представленной Google Trends.
Как видно по графику, чем больше распространялись ограничения на путешествия,
тем больше был спрос. Но в данный момент туризм с помощью виртуальной
реальности имеет ряд недостатков в отличии от привычного нам. К их числу
можно отнести тактильные и обонятельные ощущения, которые довольно сложно
передать в домашних условиях. Подводя небольшой итог, можно сказать, что
развития виртуальных путешествий сейчас только зарождается и возможно в
будущем оно будет более популярно в виде возможных путешествий в недоступные
человеку места, а также при более массовом наличии устройств.
Перейдем к разбору применения технологий VR в обучающей сфере. Из-за
постоянного развития технологий постоянно поддерживать уровень знаний для
современных технологий выходящих для определенных профессий становится
довольно затратно, именно в этот момент обучение прибегает к помощи
виртуальной реальности. Рассмотрим это на примере специалистов строительного
профиля. Развитие современного общества делает процесс подготовки и постоян-
ного повышения квалификации специалистов все дороже и дороже. На первое место
выходят как проблемы до учебного тестирования и отсева кандидатов
(профориентация), так и всемерное удешевление процесса подготовки при сохране-
нии приемлемой эффективности. Помимо этого в мире, где быстро меняется обору-
дование, приходится быстро менять и тренажеры. Поэтому экономичнее создать
виртуальный тренажер, который будет гораздо легче модернизировать, не отставая
от техники сегодняшнего дня. В современных тренажерах и в программах подго-
товки и обучения, основанных на них, закладываются принципы развития практи-
ческих навыков с одновременной теоретической подготовкой. К тому же обучение
требует практических занятий, что приводит к невосполнимым расходам которые
можно сократить используя VR технологии, которые позволяют имитировать подоб-
ные методы обучения без затрат на ресурсы каждый раз.
Рассмотрим использование виртуальной реальности для обучения школьников.
Как известно игровое обучение лучше влияет на восприятия материала, а также
стимулирует само получения знаний, а также делает учеников более заинтересо-
ванных в процессе обучения. Одним из наиболее применимых направлений для
внедрения этой технологии в обучение является ОБЖ, Биология, Физика и других
где требуется проведения различных практических занятий. К примеру можно про-
водить уроки по безопасности, чтобы наглядно показать последствия как либо ката-
строф, или противодействия терактам, или же учить оказывать первую медицинскую
помощь наглядно показывая какие будут последствия и как определять тип
повреждений. На уроках биологии можно препарировать различных виртуальных
животных, более детально разбирать строения организмов и клеток. Проводить фи-
зические эксперименты без угрозы для жизни обучающихся и приводить какие-то
примеры более наглядно. Таким образом применение VR технологий в обучении
способствует улучшению качества получаемого и усвояемого материала обучающи-
мися.
Технологии виртуальной реальности также помогают в отработке коммуника-тивных навыков. При таком обучении ставится задача формирования таких профес-сиональных компетенций, как: способность и готовность использовать знания зако-нодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность, знания механизма реализации прав граждан, представление о сте-пени юридической ответственности работников, этикодеонтологических принципахих деятельности, в конечном итоге – выработка умений оперативно реагировать насложные ситуации, решая проблемы «здесь и сейчас». Проведенный анализрезультатов освоения образовательной программы обучающимися демонст-рировал следующие результаты:
Как можно видеть первая группа которая обучалась при помощи технологийVR показало значительное улучшение в усвоении предмета в отличии от стандарт-ного способа (контрольного).Это обуславливается тем, что используя VR, человекзадействует сразу несколько когнитивных функций, тем самым обеспечивает себяболее глубокими знаниями и навыками за более короткий промежуток времени.
В заключение можно сказать, что VR технологии еще далеки от массового
распространения, однако области в которых они применяются показывают их
преимущество относительно других существующих методов. Также оно может
служить некой заменой существующим видам развлечений в период когда они
труднодоступны по некоторым причинам.