Распознавание эмоций человеческих лиц

 Распознавание эмоций человеческих лиц

Голландский банк ING на протяжении двух лет занимается реализацией программы, которая направлена на повышение «эмоционального интеллекта» сотрудников. Часто людям трудно сходу распознать эмоции собеседника, что может приводить к ухудшению качества коммуникаций с клиентами и коллегами.

Усилия дают результаты — как пишет BusinessInsider, несмотря на то, что в ING денежные премии ниже, чем в среднем по отрасли, согласно опросам, сотрудники, в среднем, более удовлетворены своей работой. Кроме того, выручка растет также быстрее, чем в среднем по отрасли, при этом 80% дополнительных доходов приходятся на текущих клиентов.

Программа повышения «эмоционального интеллекта» включает в себя множество различных аспектов. Важнее всего здесь научиться распознавать эмоции другого человека. Для того, чтобы это сделать, финансовая компания предлагает сотрудникам специальный тест. Он состоит из изображения человека и четырех вариантов ответа. Попробуем пройти его (после картинки идет спойлер с ответом, а затем его описание).

 

Классификация изображений как эмоций

Для начала немного матчасти. Чувства всегда характеризуются привязкой к конкретному объекту или ситуации. То есть, существует какая-то причинно-следственная связь. На стене комнаты появился паук, поэтому ты испытываешь страх. Это чувство.

Эмоции возникают сами по себе, независимо от обстоятельств. Это именно субъективное отношение и самостоятельная оценочная реакция психики. В данном случае ты можешь испытать страх без веской на то причины. Например, в случае панической атаки.

Эмоции несколько слабее чувств по ощущениям и визуальным проявлениям. В принципе, ты даже можешь не подать вида, что испытываешь удивление или печаль. Чувства всегда заметны на лице, так как их практически невозможно скрыть. Есть 7 базовых эмоций, на которых строятся более сложные ощущения:

• страх;
• гнев (ярость, злость);
• презрение;
• радость (счастье, восторг);
• удивление;
• грусть (тоска, печаль);
• отвращение.

Это только самые простые понятия. В реальности у тебя крайне редко получается четко определить, какая конкретно эмоция в чистом виде на данный момент захватила сознание. Чаще всего база смешивается между собой, словно краски в палитре. В результате возникают такие сложные эмоции как:

• напряженность;
• застенчивость;
• азарт;
• тревога;
• подозрительность;
• любопытство;
• гордость;
• светлая грусть и т. д.

Изучению человеческих эмоций посвящен целый раздел практической психологии – гештальт-терапия. Даже список базы не везде одинаковый. Кто-то его увеличивает, добавляя пограничные позиции, а другие сокращают, включая отвращение или презрение в перечень составных восприятий.

 

 

 

Выводы

Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булоннейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.

Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.

Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.

На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Н.ВасильевД.А.ТарховНейростевоемоделирование. Принципы. Алгоритмы. Приложения. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2009. ISBN 978-5-7422-2272-9
2. С.А.Шумский. Машинный интеллект. Очерки по теории машинного обучения и искусственного интеллекта. М., РИОР, 2019. DOI: 10.29039/02011-1
3. З.М.Шибзухов. Некоторые вопросы теоретической нейроинформатики. В кн.: XIII Всероссийская научно-техническая конференция "Нейроинформатика-2011". Лекции по нейроинформатике. М., НИЯУ МИФИ, 2010. С.44-72.