Новаторское
поведение первых людей, живших более 105 000 лет назад, показывает древнейший
интерес человека к сбору минералогических коллекций. Образцы минералов и горных
пород, хранящиеся в музеях мира, привлекают туристов из различных регионов. Эти
туристические и научно-познавательные объекты по посещаемости занимают второе
место после музеев космонавтики.
Создание
виртуального музея на базе Минералогического музея Института наук о Земле ЮФУ расширит
круг посетителей, облегчит доступ студентов, школьников и всех интересующихся
геологией, создаст дополнительные условия для самостоятельных занятий
представителей различных учебных заведений. Кроме того, учитывая вызовы,
которые нам бросают эпидемии и пандемии, наличие такого виртуального музея помогло
бы решить не только проблему доступности, но и расширить возможности
популяризации знаний в области минералогии, палеонтологии, петрографии.
Виртуальный
музей должен позволить посетителю совершить виртуальную экскурсию по залам
музея в трехмерном пространстве, полюбоваться выбранным экспонатом, выполняя
его приближение и вращение. В рамках виртуального тура у посетителя должна быть
возможность выбора различных экспозиций.
Конечно,
сделать доступным трехмерное изображение каждого из 4 тысяч имеющихся экспонатов
нереально, поэтому целесообразнее дать возможность детального рассмотрения
нескольких образцов минералов из каждого класса и не более одного из каждой
минеральной разновидности. При виртуальном туре по музею посетитель может
подойти к витринам с минералами выбранного класса и, «взяв в руку», рассмотреть
экспонат со всех сторон, приблизить с максимальным увеличением, узнать название
минерала, химическую формулу, диагностические свойства, привязку (место, где
образец был отобран).
Для создания
виртуального музея используется среда Unity-3d. Входящие
в нее средства существенно упрощают разработку приложений, связанных с
трехмерной графикой. Музей будет представлен трехмерной сценой, модели для
мебели и окружающей среды комнаты музея будут разработаны самостоятельно. Для
каждой экскурсии планируется написать отдельный скрипт, который будет
подсказывать пользователю путь обзора экспонатов коллекции. Также предполагается
предусмотреть автоматизацию разработки подобных скриптов, что упростит создание
новых виртуальных экскурсий для специалистов в области минералогии, не
являющихся профессиональными программистами.
На начальном этапе разработки данного проекта выполнено сканирование части образцов и создан прототип виртуального музея с несколькими демонстрационными экскурсиями. Сканирование образцов проводилось с использованием 3D-сканера 3D Systems Sense 2 и Shining 3D EinScan-SE. Постобработка полученных 3D-моделей происходила в программе 3D Systems Sense, дополнительная обработка выполнялась в программе Autodesk 3ds Max, что позволило обеспечить их более реалистичную визуализацию.